муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 83
«Соколенок» города Калуги
(МБДОУ № 83 «Соколенок» г.Калуги)
Принята
педагогическим советом
МБДОУ № 83 «Соколенок» г.Калуги
(протокол от 29 августа 2023 г. № 1)
Утверждена
приказом
МБДОУ № 83 «Соколенок» г.Калуги
от 30.08.2023г. № 223/01-01
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ДОМИСОЛЬКА»
НА ПЕРИОД С 01.10.2023 ПО 31.05.2024 УЧЕБНОГО ГОДА
ВОЗРАСТ ДЕТЕЙ: 5-7 ЛЕТ
РУКОВОДИТЕЛЬ: АСАДУЛАЕВА АРЗУ КАДЫРОВНА,
МУЗЫКАЛЬНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ
Пояснительная записка
Воспитание детей на вокальных традициях является одним из важнейших средств
нравственного и эстетического воспитания подрастающего поколения. Пение - это
наиболее дост упная исполнительская деятельность дошкольников. Пение - это не только
развивающий, но и физиологический процесс, требующий внимательного и профессионального
подхода, знания психологии и методики работы с детьми. Головной мозг человека разделен на
два полушария - правое и левое. Каждое полушарие выполняет свою функцию:
правополушарная (эмоциональная) сфера отвечает за интуицию и вдохновение, творческую
одаренность; левому полушарию свойственно логическое мышление, которое способствует
освоению точными науками. Гармоничность и сбалансированность полушарий
головного мозга дает возможность добиваться более высоких результатов во многих областях
человеческой деятельности. В дошкольном воспитании главной задачей является
объединение обоих полушарий головного мозга, обеспечение их взаимодополняемости.
Вокальное пение способствует объединению деятельности полушарий головного мозга, в ходе
него тренируется память, фонематический слух, вырабатывается правильное произношение.
Мозг поющих вырабатывает эндорфин - вещество радости, способствующее хорошему
настроению. Известно, что вокал является самым эффективным средством врачевания заикания,
устранения речевых дефектов. Во время пения обогащаются образное мышление, фантазия,
развиваются познавательные процессы в организме. Вокальные занятия являются
профилактикой простудных заболеваний. Сам по себе вокал - уникальное средство самомассажа
внутренних органов. Актуальность выбранной темы состоит в том, что развитие певческих
навыков и музыкальных способностей у детей с ОНР способствует улучшению фонематического
слуха, устранению речевых дефектов, формированию правильного речевого дыхания у ребенка,
интонации голоса, развитию речи. Занятия в кружке пробуждают у ребят интерес к вокальному
искусству, что дает возможность развивать его музыкальную и художественную культуру.
Ведущее место в этом процессе принадлежит ансамблевому пению и пению в сольном
исполнении, что поможет детям преодолеть робость, зажатость, страх на сцене, и выработать
такие качества, как уверенность и целеустремленность.
Направленность дополнительной общеобразовательной программы «Домисолька»,
вид деятельности:
направленность - художественная,
вид деятельности - вокально-хоровое искусство
Цель: Развитие музыкальных способностей и певческих навыков у дошкольника.
Задачи:
1. Развивать музыкальные способности ребенка: чувство ритма, музыкальную память, ладовое
чувство, координацию слуха и голоса.
2. Развивать певческие навыки ребенка:
♦ речевое и певческое дыхание;
♦ правильную артикуляцию;
♦ интонирование;
♦ голосовые возможности;
♦ звукообразование;
♦ выразительное пение.
3. Развивать коммуникативные качества детей.
Этапы развития певческих навыков и музыкальных способностей у воспитанников
1. Подготовительный или ознакомительный этап.
Знакомство детей с песней происходит с помощью выразительного исполнения
музыкального произведения (песни) или прослушивания аудиозаписи со звучанием хорового
пения или отдельных исполнителей. С помощью выразительного исполнения, образного слова,
беседы о характере музыки можно пробудить интерес к ней, желание выучить. Важно, чтобы
дети почувствовали настроение, переданное в музыке, высказывались о характере песни. После
получения базовых понятий следует объяснить детям правила певческой постановки: как надо
сидеть, как надо стоять во время пения (руки свободно опустить вниз, голову держать прямо, рот
открывать свободно). К этим требованиям следует постоянно возвращаться, так как навыки
певческой установки усваиваются детьми постепенно.
2. Первичное освоение певческих навыков
Дыхание играет важную роль в процессе первичного освоения певческих навыков. Емкость
детских легких мала, отсюда естественная ограниченность силы звука детского голоса. У детей с
ОНР отмечается поверхностное дыхание, малый объем и сила выдоха, не дифференцированный
носовой вдох и выдох, поэтому работа над постановкой дыхания является основой для
дальнейшей работы по вокалу.
А.Г. Менабени в своей книге «Методика обучения сольному пению» пишет: «В вокально педагогической практике наиболее удобным считается нижнерёберно - диафрагматическое
дыхание, т.е. смешанное дыхание, при котором поднимаются и расширяются при вдохе нижние
рёбра, а остальная часть грудной клетки почти неподвижна, активна диафр агма и мышцы
брюшной полости. Хорошо ощущаются движения передней стенки живота Певческий
вдох берётся бесшумно, достаточно глубоко, с ощущением полузевка. При вдохе не следует
стараться набирать большое количество воздуха, так как тогда затрудняется подача звука и сам
процесс голосообразования.... Певческий вдох и выдох разделяются мгновенной
паузой - остановкой дыхания, после чего начинается выдох».
С первых занятий следует приучать детей правильно брать дыхание, делать активный
вдох, постепенный выдох. Предполагаются следующие упражнения:
•
•
•
«Надуй шарик»;
«Задуй свечку»;
«Вдохни аромат цветка».
Дикция оказывает важное влияние на выразительность исполнения произведения.
Вокальная дикция подразумевает четкое и ясное произношение, чистоту и
безукоризненность звучания каждого гласного и согласного в отдельности, а также слов и фраз в
целом. Для выработки правильной дикции подходят следующие приемы:
•
•
•
•
Выразительное чтение текста;
Разъяснение смысла некоторых незнакомых слов;
Правильное и отчетливое произношение слов;
Чтение текста шепотом, с четкой артикуляцией.
Артикуляция - работа органов речи, необходимая для произнесения звуков речи. Важно
развивать у детей подвижность артикуляционного аппарата (губ, языка, неба, нижней челюсти) с
помощью упражнений.
Для формирования навыков правильного звукообразования целесообразны такие методы и
приемы, как образное слово, беседа о характере музыки, показ приемов исполнения, т.к. со
звукообразованием связана напевность. Начинать работу следует с формирования округлых
гласных в умеренных по темпу песнях. Отмечено, что у детей дошкольного возраста тембр
неровный. Обычно это происходит из-за «пестроты» гласных. Для ровного звука следует
использовать попевки, упражнения на гласные (У), (Ю), а также песни с нисходящим движением
мелодии. Эти гласные помогают развитию высокого звучания («Куда летишь, кукушечка?»,
«Веселая дудочка»).
Большое внимание в вокальном формировании нужно уделять гласному звуку (О). Пение
упражнений на гласные (О) и (Ё) способствую т образованию округлого красивого звука.
Специального округления требуют звуки (И), (А), (Е), (Ё), (А) приближен к (О), (Е) - к (jO).
Немаловажное значение в произношении гласных звуков имеет положение рта и губ. Если
гласные необходимо тянуть, то согласные произносятся четко и легко. Важно учить детей ясно
произносить согласные в конце слова. Некоторые согласные необходимо произносить утрированно,
в первую очередь - (Р).
3. Работа по развитию динамического, ритмического ансамбля.
Для развития ритмического ансамбля важно учить детей петь песни с движением: шаги на
месте, хлопки, повороты вокруг себя («Во поле береза стояла», «А я по лугу»).
Динамический
и
интонационный
ансамбль
зависит
от
правильного
расположения детей. Поэтому целесообразно посадить хорошо и плохо интонирующих
детей через одного, иногда отдельными рядами или группами по качеству интонирования или по
характеру звучания их голосов: высокие,
средние, низкие. Это дает возможность дифференцировать работу по отношению к
каждой группе воспитанников. Исполнение песен нужно проводить не только хором, но и
группами. Очень хорошо вносить элемент игры: кто-то поет громче, кто-то тише, пение по
цепочке. Наибольшая заинтересованность проявляется у детей, если у них имеется задача
закончить певческую фразу или предложение. Например, «Что ты хочешь кошечка?», когда
педагог поет начало музыкальной фразы «Что ты хочешь, кошечка...», а дети всей группой или
индивидуально пропевают ее окончание. Ребенок имеет хорошую возможность проявить
музыкальность и чувство лада, ритма, фантазии, жизненного опыта. В данной игре все
взаимосвязано.
Важно учить детей слушать и слышать сопряжение двух звуков - интервал, чтобы помочь
им ориентироваться в чистоте интонирования через специальные упражнения на освоение
различных мелодических интервалов. Например, изучая с детьми квартовые интонации, можно
показать голосом опору на верхний звук (дети повторяют: «Вставай, вставай, постельку
заправляй, штанишки натягивай, песенку затягивай»). Здесь важны активность,
целеустремленность, волевое начало. Опора на первый звук несколько смягчает интонацию, делая
ее спокойной. Каждый интервал, даже вне музыкального контекста, имеет большое количество
«переменных величин», оказывающих влияние на интонационную образность:
направление движения мелодии, метроритмическое и динамическое соотношение звуков,
способ звуковедения. Для музыкальной педагогики это важно, так как, с одной стороны,
обеспечивает интонационно чистое пение, с другой стороны - от этого зависит выразительность
исполнения. С этой целью проводятся специальные упражнения, последовательность которых
предполагает обработку каждого мелодического скачка.
Через певческую деятельность происходит приобщение ребенка к музыкальной
культуре, а коллективное пение обеспечивает прекрасную психологическую, нравственную и
эстетическую среду для формирования лучших человеческих качеств. В пении дети
приобретают навыки музыкального исполнительства, позволяющие им творчески проявлять себя
в искусстве. У детей с ОНР развитие певческих навыков и музыкальных способностей
способствует также и улучшению фонематического слуха, устранению речевых дефектов,
формированию правильного речевого дыхания и интонации голоса, развитию речи.
Содержание занятий дополнительной общеобразовательной программы «Домисолька»
включает в себя:
Упражнения на постановку речевого и певческого дыхания;
Упражнения по дикции (артикуляционная гимнастика);
2.
Образные упражнения - распевки, потешки, прибаутки и т.д.
3.
Упражнения на развитие чувства ритма и музыкальной памяти;
4.
Детские эстрадные песни, детские песни советских и современных композиторов;
народные хороводные и плясовые песни, детские песни из мультфильмов;
5.
Музыкальные игры, загадки;
6.
Упражнения на развитие музыкальных способностей.
1.
Структура занятия:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Коммуникативная игра-приветствие
Артикуляционная гимнастика
Интонационно-фонетические упражнения
Скороговорки, чистоговорки
Упражнения для распевания
Разучивание новых песен
Организация работы по дополнительной общеобразовательной программе:
Занятия по дополнительной общеобразовательной программе проводятся 1 раз в неделю в
определённые дни.
2. Продолжительность занятия 30 мин. - (группа детей от 5 до 7 лет).
3. Количество воспитанников в группе - от 12 человек.
1.
Характеристика возрастных возможностей певческих навыков воспитанников от 5 до 7 лет
происходит координация слуха и голоса; музыки и движения;
певческий диапазон в пределах ре - си, ре - до;
способен петь более сложные по мелодическим и ритмическим особенностям песни;
голос становится более звонким;
отсутствие отдельных звуков в речи;
способен следить за певческой интонацией, контролировать и исправлять неточности своего
пения;
ребенок способен петь на одном дыхания целые фразы и предложения;
певческая дикция у большинства детей правильная;
хоровое
пение отличается слаженностью голосов по тембру и динамическим
оттенкам.
Предполагаемый результат
Воспитанник умеет:
* проговаривать скороговорки, потешки, прибаутки, слова выученных песен.
* петь попевки, распевки, песни, интонировать в пределах ре-си.
* самостоятельно исполнять большинство песен, разученных в течение года.
* исполнять песню напевно, выводить на одном дыхании целые фразы.
* уверенно прохлопать ритм простейших песен.
* импровизировать голосом короткую фразу.
* достаточно эмоционально передать содержание песни.
* выступать в качестве солиста целой песни или отдельной части (куплета).
* достаточно уверенно исполнить песню в дуэте, трио или квартете.
* выступать на сиене с другими участника коллектива.
Диагностическая карта уровня развития детей по результатам работы дополнительной
общеобразовательной программе «Домисолька»
Критерии оценки:
1 Умеет петь попевки, распевки, песни, интонировать в пределах ре-си.
2 Уверенно прохлопывает ритм простейших песен.
3 Достаточно уверенно исполняет песню в дуэте, трио или квартете.
4 Уверенно выступает на сцене с другими участника коллектива.
Образец протокола:
№п/п
ФИ воспитанника
Умеет петь
попевки,
распевки,
песни,
интонировать в
пределах ре-си.
Уверенно
прохлопывает
ритм
простейших
песен.
Достаточно
уверенно
исполняет
песню в дуэте,
трио или
квартете.
Уверенно
выступает на
сцене с
другими
участника
коллектива
Уровни оценки:
балл - низкий уровень - неуверенно интонирует и выступает на сцене с другими участника
группы
1
балла - средний уровень - недостаточно уверенно интонирует и выступает в дуэте, трио,
квартете
2
3 балла - высокий уровень - хорошо интонирует мелодию, уверенно прохлопывает ритм
песен и выступает на сцене
Литература
Радынова О.П., Катинене А.И., Палавандашвили М.Л. Музыкальное воспитание дошкольников.
- М.: Издательский центр «Академия», 2000.
1.
2.
Корчагина В. А. Физиология. - М: «Просвещение», 1998.
Урбанович Г. Певческий голос учителя // Музыкальное воспитание в школе/ Составитель О.А.
Апраксина. Вып.4 - М., 1978.
3.
4.
Г.М. Науменко Фольклорный праздник. М.: ООО «Линка-Пресс», 2000
5.
М.А. Михайлова А у наших у ворот развеселый хоровод. - Ярославль: Академия Холдинг, 2001
6.
Т. М. Власова А.Н. Пфафенродт Фонетическая ритмика - М. «Учебная литература», 1997
Э. П. Костина Программа музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста. М.: ООО «Линка-Пресс», 2008
7.
Е. В. Горбина Лучшие попевки и песенки для музыкального развития малышей - Академия
развития, 2006
9. М. Белованова Азбука пения для самых маленьких - ООО «Феникс», г. Ростов -на-Дону, 2011г.
8.
10. И.В. Бодраченко Музыкальные игры для детей в 2-х частях от 3-5 лет и от 5-7 лет - Айрис-пресс
Москва 2007
11. И. В. Бодраченко Театрализованные музыкальные представления для детей дошкольного
возраста Айрис-пресс Москва 2007
Перспективное планирование дополнительной общеобразовательной программы
«Домисолька»
Ноябрь
Содержание работы
1.
Игра-приветствие.
2.
Артикуляционная гимнастика
по системе.
3.
Интонационно-фонетические
упражнения.
4.
Скороговорки. Чистоговорки.
5.
Упражнения распевания.
6.
Пение
Задачи
Психологическая настройка на
занятие.
Подготовка колосового
аппарата к дыхательным,
звуковым играм, пению.
Способствовать правильному
звукообразованию, охране и
укреплению здоровья детей.
Упражнять в точном
интонировании гласных
трезвучий, удерживать
интонации на «А-О-У-И-Э» в
разной последовательности
повторяющихся звуков.
Выравнивание гласных и
согласных звуков.
Формировать звучание голоса
ближе к фальцетному. Следить
за правильной певческой
артикуляцией.
Учить детей четко
проговаривать текст, включая
в работу артикуляционный
аппарат; Проговаривать с
разной интонацией
(удивление, повествование,
вопрос, восклицание), темпом
(ускорением и замедлением,
не повышая голоса),
интонацией (обыгрывать образ
и показывать действия). Петь
на одном звуке. (Далее задачи
те же).
Расширять диапозон детского
голоса. Учить точно попадать
на первый звук. Слышать и
передавать поступенное и
скачкообразное движение
мелодии. Самостоятельно
попадать в тонику.
1. Продолжать учить детей
петь естественным голосом,
без напряжения, правильно
брать дыхание музыкальными
фразами и перед началом
пения;
2. Петь выразительно,
Музыкальный материал
Упражнения
1. «В гости».
2. «Здравствуйте»
М. Картушина
Упражнения:
1. В. Емельянова
«Обезьянки».
2. «Весёлый язычок»
Игра со звуком:
«Волшебная коробочка».
1. «Няня мылом мыла
Милу…».
2. «Сорок сорок ели
сырок…».
3. «Шла Саша…».
1. «Фокус-покус».
2. «Чудо-лесенка».
3. Храбрый портняжка»
песенка муз. и сл.
А. Евдотьевой
1. «Капризная песенка»
муз. и сл. И. Горбиной.
2. «Ябеда-корябеда»
Б. Савельева.
Содержание работы
1.
Коммуникативная играприветствие.
2.
Артикуляционная гимнастика
по системе
В. Емельянова.
3.
Интонационно-фонетические
последовательности
упражнения.
4.
Скороговорки, стихи.
5.
передавая динамику не только
куплета к куплету, но и по
музыкальным фразам;
3. Выполнять паузы, точно
передавать ритмический
рисунок, делать логические
(смысловые) ударения в
соответствии с текстом песен;
4. Петь лёгким, подвижным
звуком, напевно, широко, с
музыкальным
сопровождением и без него.
Количество занятий - 4
Декабрь
Задачи
Освоение пространства,
установление контактов,
психологическая настройка на
работу.
Развивать певческий голос,
способствовать
звукообразованию, охране и
укреплению здоровья детей.
Подготовить речевой аппарат
к работе над развитием голоса.
Учить детей «рисовать»
голосом, изображать звуковой
кластер; Пропевание гласных
«А-О-У-И-Э» в разной
последовательности;
Учить детей соотносить своё
пение с показом рук,
добиваясь при этом
осмысленного, эстетичного,
выразительного и
разнообразного музыкального
действия. Использовать
карточки для работы руками
по извлечению звука.
Учить детей чётко
проговаривать текст.
Проговаривание текста песен,
включая в работу
артикуляционный аппарат.
Развивать образное мышление,
мимику, эмоциональную
отзывчивость. Учить детей
использовать различные
эмоциональные выражения:
грустно, радостно, ласково,
удивлённо и т.д.
Закреплять у детей умение
Музыкальный материал
1. «Приветствие» Модель
И. Евдокимовой.
2. «Здравствуйте»
Картушина.
1. «Лошадка» прищёлкивание;
2. «Паровоз» - короткий
вдох, долгий выдох;
3. «Машина» - вибрация
губ.;
4. «Самолёт» -на звук «У»
(протяжно, на цепном
дыхании, повышая и
понижая голос).
1. Игра голосом: «Звуки
Вселенной» Модель
Т. Боровик;
2. «Восход и заход
солнца» парад планет –
унисон;
3. «По волнам», «Качели»,
«По кочкам».
1. «Уточка».
2. «На дворе трава».
Знакомый репертуар.
1. «Храбрый портняжка».
Упражнения для распевания.
6.
Пение.
Содержание работы
1.
Коммуникативная играприветствие.
2.
Артикуляционная гимнастика
по системе
В. Емельянова.
3.
Интонационнофонопедические упражнения.
4.
Скороговорки. Стихи.
чисто интонировать при
поступенном движении
мелодии, удерживать
интонацию на одном
повторяющемся звуке; точно
интонировать интервалы.
Упражнять в точной передаче
ритмического рисунка
мелодии хлопками во время
пения.
Побуждать детей к активной
вокальной деятельности.
Учить детей петь в унисон, а
капелла. Отрабатывать
перенос согласных, тянуть
звук как ниточку.
Способствовать развитию у
детей выразительного пения,
без напряжения, плавно,
напевно. Развивать у детей
умение петь под фонограмму.
Формировать сценическую
культуру (культуру речи и
движения).
Количество занятий - 4
Январь
Задачи
Освоение пространства,
установление контактов,
психологическая настройка на
работу.
Подготовить речевой аппарат
к дыхательным и звуковым
играм, развивать дикцию и
артикуляцию.
Учит детей ощущать и
передавать интонацию в пении
упражнений. Учить детей
«рисовать» голосом, пропевать
ультразвук. Учить детей
соотносить своё пение с
показом рук, добиваясь при
этом осмысленного,
эстетичного, выразительного и
разнообразного музыкального
действия. Использовать
карточки для работы руками
по извлечению звука.
Учить детей чётко
проговаривать текст, включая
в работу артикуляционный
аппарат. Формировать
слуховое чтение текста песен,
восприятие. Учить детей
использовать знакомый
репертуар, различные
2. «Золушка и сестры».
3. «Гроза» А. Евтодьевой.
Знакомый репертуар.
1. «Дед-Мороз художник»
муз. и сл. Л. Еремеевой.
2. «Весёлый Дед Мороз»
муз. и сл. А. Варламова.
Музыкальный материал
1. «Приветствие» Модель
И. Евдокимовой.
2. «Здравствуйте»
Картушина.
Работа с губами: покусать
зубами верхнюю и
нижнюю губу. Упр. «Я
обиделся», «Я радуюсь»
«Крик ослика» (Й-а,..),
«Крик в лесу» (А-У),
«Крик чайки» (А!А!),
«Кричит ворона» (Кар),
«Скулит щенок» (И-и-и),
«Пищит больной котёнок»
(Мяу жалобно).
«Король на корону
копейку копил».
5.
Упражнения для распевания.
6.
Пение.
Содержание работы
1.
Коммуникативная играприветствие.
2.
Артикуляционная гимнастика
по системе
В. Емельянова.
3.
Интонационнофонопедические упражнения.
4.
Скороговорки. Чистоговорки.
эмоциональные выражения:
грустно, радостно, ласково,
удивлённо.
Продолжать работу над
развитием голоса детей. Петь
плавно, добиваясь чистоты А.
Евтодьевой звучания каждого
интервала
1. Продолжать учить детей
петь естественным голосом,
без напряжения, правильно
брать дыхание между
музыкальными фразами и
перед началом пения;
2. Совершенствовать умение
вовремя начинать пение после
музыкального вступления,
точно попадая на первый звук;
4. Чисто интонировать в
заданном диапазоне;
5. Закреплять навыки хорового
и индивидуального пения с
музыкальным
сопровождением и без него.
6. Совершенствовать
исполнительское мастерство.
7. Учить детей работать с
микрофоном.
Количество занятий - 3
Февраль
Задачи
Освоение пространства,
установление контактов,
психологическая настройка на
работу.
Развивать певческий голос,
способствовать правильному
звукообразованию, охране и
укреплению здоровья детей.
Учить детей выполнять
глиссандо снизу вверх и
сверху вниз с показом
движения рукой. Исполнять в
среднем и низком регистрах.
Учить детей тянуть звук – У –
меняя при этом силу звучания.
Развивать ритмический слух.
Учить детей чётко
проговаривать текст, включая
в работу артикуляционный
1. «Волк и красная
шапочка».
2. «По щучьему веленью».
«Дело было в январе»
В. Шаинского.
Повторение знакомых
песен.
Музыкальный материал
1. «Приветствие» Модель
И. Евдокимовой.
2. «Здравствуйте»
Картушина.
1. «Прогулка» (занятиеигра);
2. «Паровоз» - короткий
вдох, долгий выдох;
3. «Машина» - вибрация
губ.;
4. «Самолёт» -на звук «У»
(протяжно, на цепном
дыхании, повышая и
понижая голос).
1. «Самолёты», «Самолёт
летит» М. Картошиной.
2. «Мороз» (по методу
Емельянова).
«Вёз корабль камень»,
«Ди-ги, ди-ги дай», «Петя
шёл», «Думал – думал».
5.
Упражнения для распевки.
6.
Песни.
Содержание работы
1.
Игра-приветствие.
2.
Артикуляционная гимнастика
по системе
В. Емельянова.
3.
Интонационнофонопедические упражнения.
4.
Чистоговорки.
аппарат. Проговаривать с
разной интонацией
(удивление, повествование,
вопрос, восклицание), темпом
(ускорением и замедлением,
не повышая голоса),
интонацией (обыгрывать образ
и показывать действия).
Упражнять детей во взятии
глубокого дыхания. Развивать
артикуляцию, прикрытый
звук.
1. Уточнить умение детей
вовремя вступать после
музыкального вступления,
точно попадая на первый звук;
2. Чисто интонировать в
заданном диапазоне.
3. Совершенствовать умение
детей петь с динамическими
оттенками, не форсируя звук
при усилении звучания.
4. Развивать вокальный слух,
исполнительское мастерство,
навыки эмоциональной
выразительности.
5. Учить детей работать с
микрофоном.
Количество занятий - 4
Март
Задачи
Психологическая настройка на
занятие. Упражнение: «В
гости».
Подготовка голосового
аппарата к дыхательным,
звуковым играм, пению.
«Обезьянки». Способствовать
правильному
звукообразованию, охране и
укреплению здоровья детей.
Формировать звучание голоса
в разных регистрах, показывая
высоту звука рукой. Следить
за правильной певческой
артикуляцией.
Учить детей чётко
проговаривать текст, включая
в работу артикуляционный
аппарат. Проговаривать с
разной интонацией
(удивление, повествование,
вопрос, восклицание), темпом
(ускорением и замедлением,
не повышая голоса),
интонацией (обыгрывать образ
1. «Три медведя» А.
Евтодьевой. Знакомые
распевки.
1. «Песенка про папу»
В. Шаинского.
2. «Модницы».
Музыкальный материал
«Здравствуйте»
Картушина.
Упражнения:
«Обезьянки», «Весёлый
язычок»
Знакомый репертуар.
«Лягушка и кукушка».
Игры со звуком:
«Волшебная коробочка»,
«Волшебные предметы».
1. «Няня мылом мыла
Милу…».
2. «Сорок сорок ели
сырок…».
3. «Шла Саша…».
Знакомый материал.
5.
Упражнения для распевания.
6.
Пение.
Содержание работы
1.
Коммуникативная играприветствие.
2.
Артикуляционная гимнастика
по системе
В. Емельянова.
3.
Интонационно-фонетические упражнения.
4.
Скороговорки, стихи.
и показывать действия). Петь
на одном звуке.
Расширять диапазон детского
голоса. Учить детей точно
попадать на первый звук.
Самостоятельно попадать в
тонику. Развивать «цепное»
дыхание, уметь интонировать
на одном звуке. Уметь
связывать звуки в «легато».
Побуждать детей к активной
вокальной деятельности.
Учить детей петь в унисон, а
капелла, пропевать звуки,
используя движения рук.
Отрабатывать перенос
согласных, тянуть звук как
ниточку. Способствовать
развитию у детей
выразительного пения, без
напряжения, плавно, напевно.
Продолжать развивать у детей
умение петь под фонограмму и
с микрофоном. Формировать
сценическую культуру
(культуру речи и движения).
Количество занятий – 4
Апрель
Задачи
Освоение пространства,
установление контактов,
психологическая настройка на
работу.
Развивать певческий голос,
способствовать правильному
звукообразованию, охране и
укреплению здоровья детей.
Подготовить речевой выдох;
аппарат к работе над
развитием голоса.
Формировать более прочный
навык дыхания, укреплять
дыхательные мышцы,
способствовать появлению
ощущения опоры на дыхании,
тренировать артикуляционный
аппарат. Проговаривание
текста песен.
Учить детей чётко
проговаривать текст, включая
в работу артикуляционный
аппарат. Развивать образное
мышление, мимику,
1. «Теремок»
Л. Олифировой.
2. «Вот такая чепуха»
И. Рыбкиной.
1. «Мамочка моя» А.
Ермолаева.
2. «Пешки-ложки»
Ю. Турнянского.
Музыкальный материал
1. «Приветствие» Модель
И. Евдокимовой.
2. «Здравствуйте»
Картушина.
1. «Лошадка» прищёлкивание;
2. «Паровоз» - короткий
вдох, долгий выдох;
3. «Машина» - вибрация
губ.;
4. «Самолёт» -на звук «У»
(протяжно, на цепном
дыхании, повышая и
понижая голос).
1. «Уточка»
2. «На дворе трава».
Знакомый репертуар.
1. «Я хороший».
2. «Да и нет»
В. Н. Петрушина.
5.
Упражнения для распевания.
6.
Пение.
Содержание работы
1.
Коммуникативная играприветствие.
2.
Артикуляционная гимнастика
по системе
В. Емельянова.
3.
Интонационно-фонетические
упражнения.
эмоциональную отзывчивость.
Формировать слуховое
восприятие. Учить детей
использовать различные
эмоциональные выражения:
грустно, радостно, ласково,
удивлённо и т.д.
Добиваться более лёгкого
звучания; развивать
подвижность голоса.
Удерживать интонацию на
одном повторяющемся звуке;
точно интонировать
интервалы. Упражнять в
точной передаче ритмического
рисунка мелодии хлопками во
время пения. Повысить
жизненный тонус, настроение
детей, уметь раскрепощаться.
1. Продолжать учить детей
петь естественным голосом,
без напряжения, правильно
брать дыхание между
музыкальными фразами и
перед началом пения;
2. Чисто интонировать в
заданном диапазоне;
3. Закреплять навыки хорового
и индивидуального
выразительного пения.
4. Формировать сценическую
культуру.
5. Учить детей работать с
микрофоном.
Количество занятий – 4
Май
Задачи
Освоение пространства,
установление контактов,
психологическая настройка на
работу.
Закреплять работу по
развитию певческого голоса,
способствовать правильному
звукообразованию, охране и
укреплению здоровья детей.
Подготовить речевой аппарат
к работе над развитием голоса.
Закреплять умение
выстраивать голосом звуковую
линию. Закреплять умение
детей соотносить своё пение с
показом рук, добиваясь при
этом осмысленного,
эстетичного, выразительного и
1. «Стрекоза и рыбка».
2. «Кот и петух»
А. Евтодьевой.
1. «Лошадка» (амер. нар.
песня).
2. «Что такое семья?»
Е. Гомоновой.
Музыкальный материал
1. «Приветствие». Модель
И. Евдокимовой.
2. «Здравствуйте».
«Прогулка» М. Лазарев.
Голосовая разминка:
«Весна». Модель
Т. Боровик.
4.
Скороговорки, стихи.
5.
Упражнения для распевания.
6.
Пение.
разнообразного музыкального
действия. Использовать
карточки для работы руками
по извлечению звука.
Закреплять умение детей чётко
проговаривать текст, включая
в работу артикуляционный
аппарат; развивать образное
мышление, мимику,
эмоциональную отзывчивость.
Использовать различные
эмоциональные выражения:
грустно, радостно, ласково,
удивлённо и т.д.
Повысить жизненный тонус,
настроение детей,
эмоциональное благополучие,
уметь раскрепощаться.
Закреплять вокальные навыки
детей.
Совершенствовать вокальные
навыки:
1. Петь естественным звуком
без напряжения;
2. Чисто интонировать в
удобном диапазоне;
3. Петь а капелла, под
аккомпанемент, под
фонограмму;
4. Слышать и оценивать
правильное и неправильное
пение;
5. Самостоятельно попадать в
тонику;
6. Самостоятельно
использовать навыки
исполнительского мастерства,
сценической культуры.
Количество занятий - 3
Проговаривание текста
песен, попевок.
«Только смеяться», «Я
хороший». Знакомый
репертуар.
1. «Любимый детский
сад» К. Костина.
2. «В самый первый раз»
Н. Разуваевой.
План выступлений вокального кружка «Домисолька»
Новогодний праздник
Выступление на утреннике «Мамина радость».
Выступление для детей младших групп
Выступление на выпускном утреннике
Отчётный концерт на «День семьи»
Декабрь
Март
Апрель
Май