Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности
Материально-техническое обеспечение и оснащённость
образовательного процесса в ДОУ соответствует требования предъявляемым к
материально-техническим условиям реализации образовательной программы
дошкольного образования изложенным в Федеральном государственном
образовательном стандарте дошкольного образования.
Входные площадки имеют навес, домофон при входе. Здание оснащено системой противопожарной сигнализации, видеонаблюдением.
Условия беспрепятственного доступа детям с ОВЗ и детям – инвалидам в здание
ДОО
МБДОУ № 83 «Соколенок»
г.Калуги отдельно стоящее двухэтажное здание.
Вход на территорию
имеет асфальтовое покрытие.
Конструктивные
особенности здания детского сада не предусматривают наличие подъёмников и
других приспособлений, обеспечивающих доступ инвалидов и лиц с ограниченными
возможностями здоровья (ОВЗ). Центральный вход оборудован звонком, пандусом не
оборудован. Устройства для закрепления инвалидных колясок, поручни внутри
помещений, в образовательной организации отсутствуют. При необходимости для обеспечения доступа в здание
образовательной организации инвалиду или лицу с ОВЗ будет предоставлено
сопровождающее лицо.В ДОО организованно взаимодействие со специалистами
службы ПМПк обеспечено
психолого–педагогическое сопровождение воспитанников всех категорий.
Инвалиды
и лица с ОВЗ смогут участвовать в образовательном процессе на общих основаниях.
Специально предусмотренные и оборудованные помещения отсутствуют.
Воспитанник с ОВЗ (при его появлении) осваивают
основную образовательную программу дошкольного образования ДОО по
индивидуальному образовательному маршруту; для отдельных категорий детей будет
разработана адаптированная программа дошкольного образования. Воспитанникам с
ОВЗ и инвалидам будет оказываться помощь специалистов ДОО, а также
консультативная помощь родителям (законным представителям) детей с ОВЗ.
Для детей
инвалидов и лиц с ОВЗ в группах имеются: физкультурные уголки с пособиями для
развития всех видов моторики, массажные мячи; уголки для сюжетно-ролевых игр и
уединения; музыкально-театрализованные с разными видами театров; уголки
экспериментирования для развития тактильного и сенсорного опыта; обучающие дидактические
игры разного направления; уголки развития речи; пособия по сенсорному развитию,
уголки конструирования с различными видами конструкторов.
Модель
профессиональной взаимосвязи всех специалистов ДОО (педагога-психолога, воспитателя,
музыкального руководителя) в работе с ребенком с особыми образовательными
потребностями следующая:
педагог-психолог:
• диагностирует уровень;
• составляет индивидуальные планы развития;
• проводит индивидуальные занятия, подгрупповые
занятия;
• консультирует педагогических работников и
родителей (законных представителей) ребенка;
музыкальный руководитель:
• осуществляет музыкальное и эстетическое
воспитание детей;
• учитывает психологическое, речевое и
физическое развитие детей при подборе материала для занятий;
• использует на занятиях элементы музыкотерапии
и др.
воспитатель:
• проводит занятия по продуктивным видам
деятельности (рисование, лепка, конструирование) по подгруппам и индивидуально.
Организует совместную и самостоятельную деятельность детей;
• воспитывает культурно-гигиенические навыки,
развивает тонкую и общую моторику;
• организует индивидуальную работу с детьми;
• применяет здоровьесберегающих технологии,
создает благоприятный микроклимат в группе;
• консультирует родителей о формировании культурно-гигиенических
навыков, об индивидуальных особенностях ребенка, об уровне развития мелкой
моторики.
Медицинский персонал:
• проводит лечебно-профилактические и
оздоровительные мероприятия;
• осуществляет контроль за состоянием здоровья
детей посредством регулярных осмотров, за соблюдением требований
санитарно-эпидемиологических норм.
Наличие оборудованных учебных кабинетов, объектов для проведения
практических занятий, библиотек, объектов спорта, средств обучения и
воспитания, в том числе приспособленных для использования инвалидам и лицам с
ОВЗ
Специально предусмотренные и оборудованные помещения
отсутствуют.
В МБДОУ № 83 «Соколенок» г.Калуги имеются
мультимедийные средства обучения (экран, проектор), аудиотехника (музыкальный
центр, магнитофоны), компьютеры, принтеры, а также музыкальный зал,
физкультурный зал.
Средства обучения и воспитания, приспособленные для
использования инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья
отсутствуют.
Оборудованные учебные кабинеты
Материальная база: 11 групповых помещений, музыкальный зал, спортивный зал, кабинет заведующего, методический кабинет, кабинет педагога-психолога, музыкального руководителя, учителя-логопеда, медицинский кабинет, процедурный кабинет, изолятор.
На территории ДОО имеются 11 участков для прогулок детей с шестью верандами. Оборудована спортивная площадка. Территория Дошкольного учреждения ежегодно озеленяется, высаживаются новые цветы, кустарники, подвозится ежегодно песок. Ежегодно в учреждении проходит осмотр и проверка оборудования детских игровых площадок.
Помещение, количество |
Образовательная деятельность |
Оснащённость объекта оборудованием, пособиями, техникой и др. |
|
физкультурный зал 1 |
утренняя гимнастика, спортивные досуги, развлечения, различные мероприятия для родителей. Организация работы в части формируемой участниками образовательных отношений |
спортивное оборудование для прыжков, метания, лазания - шведская лестница, мячи разного диаметра, султанчики, гимнастические скамейки, обручи, палки, мешочки для метания, кегли, сетка волейбольная, мат квадратный, мат прямоугольный, доска наклонная и др., а также нетрадиционное физкультурное оборудование для основных движений - "кочки", «Косичка» короткая и длинная, набор «Будь ловкий» и др. В физкультурном зале имеются музыкальный центр, пианино |
|
футбольное поле 1 |
ворота, мячи |
||
Музыкальный зал 1 |
утренняя гимнастика, досуги, развлечения, различные мероприятия для родителей. Организация работы в части формируемой участниками образовательных отношений |
- мультимедийная система - музыкальный центр - электронное пианино - музыкальные инструменты для детей - разнообразные музыкальные инструменты для детей - подборка аудио кассет с музыкальными произведениями - хохломские столы |
|
Медицинский кабинет |
осуществление медицинской помощи, профилактические мероприятия, медицинский мониторинг (антропометрия и т.п.) |
- изолятор - процедурный кабинет - медицинский кабинет ростомер, весы напольные, тонометр, кварцевые лампы и др. |
|
Кабинет педагога-психолога 1 |
индивидуальные и подгрупповые занятия с детьми, консультативная работа с родителями и педагогами. |
- материалы к диагностическим методикам и тестам в соответствии с возрастной дифференциацией воспитанников - материалы для коррекционно - развивающей работы (программы, бланки – задания, развивающие игры и пособия - демонстрационные карточки различной тематики, картотека игр и упражнений - материалы для творческой деятельности детей (бумага, цветные и простые карандаши, фломастеры, краски, пластилин и др.) - наборы для сенсомоторного развития, конструкторы и мозаики, куклы - рукавички, маски |
|
Методический кабинет 1 |
осуществление методической помощи педагогам, организация консультаций, педсоветов, семинаров и других форм повышения педагогического мастерства, выставка дидактических и методических материалов для организации работы с детьми по различным направлениям, разъяснительная работа с родителями по вопросам воспитания и развития детей дошкольного возраста |
- компьютер, телевизор, наглядные пособия, раздаточный материал, учебные пособия, методическая и детская литература - библиотека педагогической и методической литературы - библиотека периодических изданий - библиотека детской литературы - пособия для занятий - опыт работы педагогов - материалы консультаций, семинаров, семинаров – практикумов - наглядный раздаточный материал для дошкольников, демонстрационный, раздаточный материал для занятий с детьми - иллюстративный материал - изделия народных промыслов: Дымково, Городец, Гжель, Хохлома, матрешки, Богородские игрушки - игрушки, муляжи |
|
Коридоры ДОО |
информационно-просветительская работа с сотрудниками ДОО и родителями (законными представителями) |
- визитная карточка ДОО - стенды для родителей, - стенды для сотрудников охрана труда, профсоюзные вести, пожарная безопасность) - выставка совместного творчества |
|
Игровые участки 11 |
прогулка, наблюдение, игровая деятельность, самостоятельная двигательная деятельность, трудовая деятельность |
- видеокамеры - прогулочные площадки для детей всех возрастных групп - игровое, и спортивное оборудование - домики, кораблики, песочницы для совместных игр - цветники - веранды - теневые навесы - игровое оборудование для метания в цель |
|
Развивающая предметно-пространственная среда в группах |
|||
Приемная Раздевальная комната 11 |
информационно – просветительская работа с родителями |
информационный уголок - выставки детского творчества - наглядно – информационный материал |
|
Групповые ячейки– (изолированные помещения, принадлежащие каждой детской группе) 11 |
проведение совместной, индивидуальной деятельности, НОД, сюжетно – ролевых игр, самообслуживание, трудовая деятельность, самостоятельная творческая деятельность, различные мероприятия для родителей. |
- детская мебель, в соответствии с возрастом детей - развивающие игры и пособия, - модульная мебель - сюжетно-ролевые игры "Доктор", "Повар", "Супермаркет", "Полицейский" и др. - уголки познавательно-исследовательской деятельности, комнатные растения, уголки книги (детская худ. литература, энциклопедии, периодическая печать, детские журналы) - уголки ИЗО-деятельности, конструирования, уголки муз. деятельности (муз. инструменты), - уголки игровой театрализованной деятельности - физкультурные уголки: массажные мячи, массажные коврики, кегли, скакалки и др. |
|
Спальня 11 |
дневной сон, гимнастика после сна, чтение, уединение |
- кровати - шкафы для пособий - игрушки - массажные мячи и массажные дорожки |
Объекты для проведения практических занятий
Музыкальный зал
Кабинет педагога - психолога
Кабинет учителя-логопеда
Спортивный зал
Библиотека
Отдельного помещения в ДОУ для библиотеки нет. Литература располагается в методическом кабинете, кабинетах специалистов, и групповых помещениях. Книжный фонд ДОУ включает в себя:
Книги для воспитателей и специалистов(методическая и справочная литература), репродукции картин, иллюстративный материал, наглядно - дидактические пособия.
Книги для воспитанников
В библиотеку детской художественной литературы входят произведения, рекомендованные программой, по которой работает ДОУ. Кроме этого, в этот раздел входят хрестоматии для детей разного возраста, сборники сказок, малых фольклорных форм, познавательной литературы, энциклопедии, произведения русских и зарубежных поэтов и писателей. Весь книжный фонд учитывается.
Объекты спорта
Спортивный зал
оснащен спортивным оборудованием для прыжков, метания, лазания - шведская лестница, мячи разного диаметра, султанчики, гимнастические скамейки, обручи, палки, мешочки для метания, кегли, сетка волейбольная, мат квадратный, мат прямоугольный, доска наклонная и др., а также нетрадиционное физкультурное оборудование для основных движений - "кочки", «Косичка» короткая и длинная, набор «Будь ловкий» и др.
Футбольное поле оснащено спортивным инвентарем:ворота, мячи.
Средства обучения и воспитания
Средства обучения наряду с живым словом педагога являются важным компонентом образовательного процесса и элементом учебно-материальной базы ДОУ.
Являясь компонентом образовательного процесса, средства обучения оказывают большое влияние на все другие его компоненты — цели, содержание, формы, методы.
Средства обучения — это объекты, созданные человеком, а также предметы естественной природы, используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и обучающихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития.
Общепринятая современная типология подразделяет средства обучения на следующие виды:
• печатные (учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, раздаточный материал и т.д.);
• электронные образовательные ресурсы (часто называемые сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные, интерактивные, универсальные энциклопедии и т.п.);
• аудиовизуальные (слайды, слайд-фильмы, видеофильмы образовательные, учебные кинофильмы, учебные фильмы на цифровых носителях;
• наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски);
• тренажёры и спортивное оборудование (гимнастическое оборудование, спортивные снаряды, мячи и т.п.).
Материальные средства обучения – это физические объекты, которые используют педагоги и дети для детализированного обучения.
Наглядные пособия классифицируются на три группы:
1. объемные пособия (модели, коллекции, приборы, аппараты и т.п.);
2. печатные пособия (картины, плакаты, графики, таблицы, учебники)
3. проекционный материал (кинофильмы, видеофильмы, слайды и т.п.)
Наиболее эффективное воздействие на воспитанников оказывают современные аудиовизуальные и мультимедийные средства обучения (электронные образовательные ресурсы). Аудиовизуальные средства, а также средства мультимедиа являются наиболее эффективным средством обучения и воспитания.
Принципы использования средств обучения:
• учет возрастных и психологических особенностей обучающихся;
• гармоничное использование разнообразных средств обучения: традиционных и современных для комплексного, целенаправленного воздействия на эмоции, сознание, поведение ребёнка через визуальную, аудиальную, кинестетическую системы восприятия в образовательных целях;
• учет дидактических целей и принципов дидактики (принципа наглядности, доступности и т.д.);
• сотворчество педагога и воспитанника;
• приоритет правил безопасности в использовании средств обучения.
Средства обучения и воспитания, используемые в детском саду для обеспечения образовательной деятельности, рассматриваются в соответствии с ФГОС ДО к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования как совокупность учебно-методических, материальных, дидактических ресурсов, обеспечивающих эффективное решение воспитательно-образовательных задач в оптимальных условиях.
Комплексное оснащение воспитательно-образовательного процесса обеспечивает возможность организации как совместной деятельности взрослого и воспитанников, так и самостоятельной деятельности воспитанников не только в рамках НОД по освоению Программы, но и при проведении режимных моментов.
Предметно-развивающая среда создана с учетом интеграции образовательных областей. Материалы и оборудование могут использоваться и в ходе реализации других областей. Подбор средств обучения и воспитания осуществляется для тех видов детской деятельности (игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская, коммуникативная, трудовая, музыкально-художественная деятельности, восприятие художественной литературы), которые в наибольшей степени способствуют решению развивающих задач на уровне дошкольного образования, а также с целью активизации двигательной активности ребенка.
Оборудование отвечает санитарно-эпидемиологическим нормам, гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям.
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и
индивидуального использования для инвалидов и лиц с ОВЗ
Специальные технические средства
обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ОВЗ
отсутствуют.
Обеспечена доступность для воспитанников, в том числе
детей с ограниченными возможностямиздоровья и детей-инвалидов, всех
помещений, где осуществляется образовательнаядеятельность;
организовансвободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями
здоровья: киграм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все
основные виды детскойактивности.
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям
Доступ к информационным системам и информационно-коммуникативным сетям предназначен для педагогов и администрации ДОО.
Информационная база МБДОУ № 83 «Соколенок» г.Калуги оснащена: локальной сетью; электронной почтой; выходом в Интернет;разработан и действует официальный сайт учреждения.
Детский сад имеет в своем распоряжении 3 компьютера(из них доступны для самостоятельного пользования детьми - 0), мультимедийный проектор, 3 принтера, выход в интернет - 1. Активно используется электронная почта для электронного документооборота, сбора и обмена управленческой, статистической информации.
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ обучающихся
В МБДОУ № 83 «Соколенок» г.Калуги электронные образовательные ресурсы,к которым обеспечивается доступ обучающихся, в том числе приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья – не предусматривается. Специально оборудованного компьютерного кабинета нет.
Обеспечение доступа в здания образовательной организации, в том числе в общежитие, интернат, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
МБДОУ № 83 «Соколенок» г.Калуги отдельно стоящее двухэтажное здание.
Вход на территорию имеет асфальтовое покрытие.
Конструктивные особенности здания детского сада не предусматривают наличие подъёмников и других приспособлений, обеспечивающих доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Центральный вход оборудован звонком, пандусом не оборудован. Устройства для закрепления инвалидных колясок, поручни внутри помещений, в образовательной организации отсутствуют. При необходимости для обеспечения доступа в здание образовательной организации инвалиду или лицу с ОВЗ будет предоставлено сопровождающее лицо.В ДОО организованно взаимодействие со специалистами службы ПМПк обеспечено психолого–педагогическое сопровождение воспитанников всех категорий.
Инвалиды и лица с ОВЗ смогут участвовать в образовательном процессе на общих основаниях. Специально предусмотренные и оборудованные помещения отсутствуют.
Воспитанник с ОВЗ (при его появлении) осваивают основную образовательную программу дошкольного образования ДОО по индивидуальному образовательному маршруту; для отдельных категорий детей будет разработана адаптированная программа дошкольного образования. Воспитанникам с ОВЗ и инвалидам будет оказываться помощь специалистов ДОО, а также консультативная помощь родителям (законным представителям) детей с ОВЗ.
Для детей инвалидов и лиц с ОВЗ в группах имеются: физкультурные уголки с пособиями для развития всех видов моторики, массажные мячи; уголки для сюжетно-ролевых игр и уединения; музыкально-театрализованные с разными видами театров; уголки экспериментирования для развития тактильного и сенсорного опыта; обучающие дидактические игры разного направления; уголки развития речи; пособия по сенсорному развитию, уголки конструирования с различными видами конструкторов.
Модель профессиональной взаимосвязи всех специалистов ДОО (педагога-психолога, воспитателя, музыкального руководителя) в работе с ребенком с особыми образовательными потребностями следующая:
педагог-психолог:
• диагностирует уровень;
• составляет индивидуальные планы развития;
• проводит индивидуальные занятия, подгрупповые занятия;
• консультирует педагогических работников и родителей (законных представителей) ребенка;
музыкальный руководитель:
• осуществляет музыкальное и эстетическое воспитание детей;
• учитывает психологическое, речевое и физическое развитие детей при подборе материала для занятий;
• использует на занятиях элементы музыкотерапии и др.
воспитатель:
• проводит занятия по продуктивным видам деятельности (рисование, лепка, конструирование) по подгруппам и индивидуально. Организует совместную и самостоятельную деятельность детей;
• воспитывает культурно-гигиенические навыки, развивает тонкую и общую моторику;
• организует индивидуальную работу с детьми;
• применяет здоровьесберегающих технологии, создает благоприятный микроклимат в группе;
• консультирует родителей о формировании культурно-гигиенических навыков, об индивидуальных особенностях ребенка, об уровне развития мелкой моторики.
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
В Дошкольном учреждении имеются
технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для воспитанников,
в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья:
- мультимедийная переносная установка (проектор, экран, ноутбук)
- музыкальные центры (музыкальный,
спортивные залы);
- магнитофоны.
Дети-инвалиды и лица с ОВЗ могут участвовать
в образовательном процессе на общих основаниях, в том числе с имеющимся в ДОУ
оборудованием.